Большое Болдино – столица осени. Здесь самое красивое перерождение природы. Неслучайно именно болдинской осенью расцвел гений Пушкина. А еще в этом благословенном месте есть храм. Тоже красивый и вдохновляющий. Как и местная осень. Этот храм, который многие называют «пушкинским», построен в честь Успения Божьей Матери. О том, как связан он с поэтом и какова сегодняшняя жизнь прихода, корреспондент портала Православие.Ru беседует с настоятелем храма иереем Евгением Качкиным.
– Отец Евгений, как давно вы служите в Болдине?
– Для меня будущий год юбилейный. На Рождество Христово исполняется десять лет моего служения в этом храме. Я приехал сюда из города Балахна Нижегородской области. Дело в том, что местного священника перевели на служение в Нижний Новгород, а сюда отправляли служить командировочных священников. В числе прочих направили и меня. Так что в первый раз я приехал сюда в командировку. А когда отслужил месяц, поступило ходатайство жителей о том, чтобы меня здесь оставили.
– Вы согласились сразу, без колебаний?
– Конечно, сразу согласился. Место тут такое тихое, благодатное.
– Да, это сильно чувствуется. Как вы думаете, что создает здесь эту благодать?
– Вы знаете, здесь, в Болдино, невольно вспоминаются те строки Священного Писания, в которых говорится, что Господь являет Себя не в бурных проявлениях природы, а в тихом, спокойном дыхании ветра. Это место само по себе отличается тихостью, размеренностью, и это (по крайней мере, для меня) создает то благодатное настроение, благодаря которому хочется здесь пребывать как можно дольше.
– Батюшка, расскажите об Успенском храме и его связи с Пушкиным.
– Храм был построен на средства Льва Александровича Пушкина, деда поэта. Он радел о скорейшем возведении каменного храма в Болдино, поскольку бывшая здесь до этого деревянная Успенская церковь сгорела в 1787 году. Однако сам Лев Александрович не дожил до завершения строительства, достраивала храм бабушка Пушкина. Самое интересное то, что здесь, казалось бы, в такой глубокой провинции, храм строился по проекту столичного архитектора, сюда везли на подводах белый камень, стройматериалы. В храме не смогли освятить сразу центральный придел, поскольку после смерти деда средств было не так много, и строительство шло медленнее. Сначала был освящен лишь Архангельский придел храма, а спустя восемь лет (как раз в год рождения Александра Сергеевича) освятили и главный придел в честь Успения Царицы Небесной. Документы и воспоминания говорят нам о процветании храма. В советское время этот храм, как и многие святыни в нашей стране, был разорен. Полностью была разрушена колокольная и трапезная. Верх Успенского храма был разобран, оставался лишь алтарь центрального придела и нижняя часть храма. В разные годы здесь находились столовая, электрическая подстанция, библиотека. И только в конце 90-х, к празднованию двухсотлетия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, храм был восстановлен. Что самое интересное, тогда точно также не успели восстановить центральный придел Успения Божией Матери, и службы проходили в Архангельском приделе. То есть спустя 200 лет история повторяется.
– Получается, что дед Пушкина построил этот храм, а благодаря самому поэту он был восстановлен?
Любой болдинец с чувством благодарности скажет о том, что если бы не Пушкин, то этот храм долго бы ждал своего восстановления
– Конечно. Любой болдинец с чувством благодарности скажет о том, что если бы не Пушкин, то этот храм долго бы ждал своей реставрации, своего восстановления. Потому что подобных глухих деревень немало. Хотя здесь и районный центр, но восстановить храм в том величии и состоянии, в котором он сейчас находится, не удалось бы. Если бы не Александр Сергеевич.
– Удалось ли создать приход? Ведь в музей-усадьбу Пушкина приезжает много туристов, а местных жителей не так много…
– Если десять лет назад на службах было около двадцати человек, то сейчас в воскресные и праздничные дни порядка восьмидесяти и более человек приходят на богослужение. И что самое главное, если десять лет назад дети здесь вообще не причащались, то сейчас мы причащаем по тридцать, сорок, а то и по восемьдесят ребятишек за одну Божественную литургию. Все они местные. Многие приезжают к нам из соседних деревень. И крестим. Не знаю почему, но многим нравится крестить детей в нашем храме. И крестятся, и венчаются здесь (улыбается).
– Это неудивительно. Атмосфера в Болдино и в храме действительно необыкновенная, благодатная. И все это чувствуют, думаю.
– Значит, не зря Александр Сергеевич Пушкин в письме к своему другу говорит: «Я в Болдино писал, как давно уже не писал».
– Хотя, наверняка, есть люди, которые скажут: причем тут храм?
В храме человек рождается, приобретает мудрость, совершает свое общение с Богом
– Как причем? Храм для любого православного верующего – это сердце населенного пункта. Потому что именно в храме рождается человек, в храме человек приобретает какую-то житейскую мудрость, совершает свое общение с Богом. И именно из храма человека провожают в последний путь. Поэтому любой храм – это сердце того места, той земли, на которой он стоит. Но вокруг этого сердца есть артерии, по которым тоже течет жизнь. И Болдино, с его храмом, с его миролюбием, человеколюбием и размеренностью, как раз и рождает ту атмосферу, благодаря которой Александр Сергеевич мог создавать свои великие произведения.
– Осень 1830 года Пушкин был вынужден провести в Болдино из-за холерного карантина в Петербурге. Позже этот период творчества поэта получил название «болдинская осень». Известно ли что-нибудь о том, как часто в это время Пушкин посещал болдинский храм?
Болдинский храм единственный, имеющий такое непосредственное отношение к поэту, не считая, конечно, Святогорского монастыря
– Об этом мы можем судить по письмам Пушкина. Пушкин пишет: «По приезде моем пожелали отслужить благодарственный молебен Господу Богу и панихиду по моим почившим сородичам». Но, конечно, не только осенью 1830-го года Пушкин бывал в храме. Приходил поэт в храм во все свои приезды в Болдино. Нельзя не отметить, что здесь, как и в любом храме, молились и молятся о создателях храма, в том числе и об Александре Сергеевиче Пушкине. Потому что болдинский храм единственный, имеющий такое непосредственное отношение к поэту, не считая, конечно, Святогорского монастыря. Еще известно, что Пушкин говорил проповедь здесь, в нашем Успенском храме.
– Проповедь?
– Да. Он сам назвал свою речь «проповедью». Он говорил: «Холера вам, братцы, ниспослана Господом Богом за ваше пьянство и нерадение, а если вы не будите платить оброк, то я прикажу всех вас выпороть!» (Отец Евгений смеется). Вот такая шутливая, казалось бы, проповедь, но в ней Пушкин своими словами напоминает местным жителям, что все-таки надо придерживаться правильных жизненных устоев, чтобы не постигали нас различного рода болезни и наказания от Господа Бога. Самое интересное, что местные жители помнят эту «проповедь» до сих пор. Несмотря на то, что наши районы в XX веке считались красными, коммунистическими, атеистически направленными, тем не менее вера здесь сохранилась, жива.
– Батюшка, а как сейчас живет приход?
– Слава Богу, грех жаловаться. Может, и похвалиться особо нечем, но и жаловаться не стоит. Есть у нас благодарные прихожане, они очень радеют и переживают за свой храм. Безусловно, храм нуждается в поддержке, в помощи. Хочется выполнить ремонтные работы, потому что на сегодняшний день фасад храма не радует своим внешним видом. Архитектура красивая, но внешний вид нужно поддерживать. На такие глобальные вещи не хватает материальных средств. Требуются храму и административные помещения, чтобы было, где разместить и воскресную школу (она уже десять лет существует), и библиотеку, и лекторий. Сейчас все это приходится проводить стенах храма.
– Я слышал, что в Болдино есть почитаемая икона Божией Матери. И от нее происходят чудеса и исцеления. Расскажите об этом.
– Говоря о благодатной помощи Божьей, нельзя не отметить икону, почитаемую здесь как чудотворную. Это икона Божией Матери «Нечаянная радость». Мы каждую неделю служим молебен с акафистом перед этой иконой. Что касается чудес, расскажу то, что запомнилось. Одна наша прихожанка рассказала такой случай. Ее невестке поставили диагноз «рак груди» и должны были оперировать ее. В день, когда должна была быть совершена ампутация, врач, придя непосредственно в операционную, буквально снял ее с операционного стола. Он сказал, что последние анализы показали, что опухоль не является злокачественной, ее можно вылечить без оперативного вмешательства. Все это совершилось после того, как близкие родственники стали усердно молиться Матери Божией, заказывали молебны, приходили на службу. Видимо, их молитва и вера помогли обойтись, что называется, без ножа. Это не единственный случай. Такие случаи бывали еще, люди излечивались. Чаще всего получают облегчение и исцеление при опухоли груди. Такова наша болдинская Святыня.
– Здесь, в Болдино, где были написаны «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», с особым чувством задумываешься о том, что несет миру художественное слово. Как вы считаете, изменилось ли в современном светском мире отношение к слову?
Главное, чтобы в будущем амбициозность и эгоизм людей не задавили отношение к родному слову
– Знаете, я бы сказал, что изменилось не отношение к слову, а отношения между людьми. Мир, в котором мы живем – очень лукавый мир, очень неспокойный, и все это создает сам человек. Посмотрите на отношения между людьми – это же всеобщее озлобление, безразличие, эгоизм. И если дальше человек будет продолжать жить по законам эгоизма и самолюбия, то ничего хорошего не будет. А что касается слова, мне кажется, люди подспудно понимают, что необходимо сохранить именно ту чистоту и красоту русского языка, на котором творил поэт. Главное, чтобы в будущем амбициозность и эгоизм людей не задавили отношение к родному слову. Надо беречь и сохранять свой язык. Хотя я говорю, конечно, в первую очередь о церковнославянском языке. Нужно особенно подчеркивать и сохранять красоту богослужебного языка, потому что это та чистота и тот язык, который придает особую силу молитве. И если на современном русском языке мы ругаемся и все прочее, то славянский язык наполнен чистотой. И исполненные этой чистоты, именно на этом языке, люди разговаривают с Господом. Потому что, по определению святителя Филарета, молитва и есть разговор души с Богом.
– Батюшка, благодарим вас за беседу и ту благодатную атмосферу, которая царит в храме и за его оградой.
– Спаси Бог. Это работа всего нашего прихода. Меня как настоятеля радует наш сплоченный коллектив. Мы стараемся друг друга поддержать, если кто-то не успевает выполнить свое послушание, мы опять же поддерживаем друг дружку, помогаем. Вот такое мирное настроение, дружелюбность, которая в Болдино всем присуща, наверное, и создает то тяготение людей к храму и к Слову Божиему, которое мы здесь видим.