11 сентября — Усекновение главы Святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

57cf7b5aadcbВ этот день празднования Крестителя Господня Святая церковь установила однодневный строгий пост, в честь скорбного события — Усекновения Предтечевой главы.

Приведем слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о значении и уроках празднуемого сегодня Евангельского события. «…Беззаконный царь в окружении еще более беззаконных жен — порождение диавольское, где ложь и лицемерие, распутство и злоба — все сплелось в восстании на правду, на чистоту, на Бога. Сплелось и вылилось в пир, захлебнувшийся сначала вином, а потом и праведной кровью. И один против целого океана этого зла праведник-пророк, чье “житие непорочно и предъизшествие честно”, Иоанн — проповедник покаяния и обличитель соблазна. “Не должно иметь тебе жену Филиппа, брата твоего”,— звучит грозное обличение пустынника, почитаемого пророка, развратному властелину и его еще более беззаконнейшей сожительнице. Это “не должно” звучало из пустыни, где подвизался пророк, оно звучало из людской толпы, когда Иоанн вышел на проповедь, и людская молва вслед за ним повторяла: “Не должно, не должно нарушать Закон Божий тому, кто призван его хранить”. Это “не должно” не смогли удержать ни темничные замки, ни оковы.“Не должно” — так повелел Бог. “Каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа…” (1 Кор. 7, 2). И это “не должно убивать пророка” звучало в совести царя, когда злобная кровопийца, распутная Иродиада, упивалась своей кровавой местью праведнику и пророку. Но что стоило Иоанну только умолкнуть, закрыть глаза на беззакония царя, как это сделали законоучители народные — мудрецы века сего? Почему упорствовал Иоанн в своей проповеди-обличении, приближая тем час своей наглой смерти, когда бесстыдные руки девицы-блудницы понесут его священную главу, еще дымящуюся кровью, на блюде среди мерзкого пира, разгула всяческих страстей и неистового пьянства, и когда диавол в образе жены в торжестве победы своей над правдой будет колоть иглой язык, вещавший истины Божии? Почему не пожалел своей жизни Иоанн? Да потому, что он — Глас Божий, Глас Истины. Потому, что он “правды соблюл еси закон”. Потому, что ему должно было пресечь соблазн, развращающий тех, ради кого на землю пришел Сын Божий. Ревность по Богу снедала его и не давала молчать. И Бог потерпел беззаконное убийство Своего пророка, как потерпел и смерть Сына, чтобы спасти мир. Да свершится воля Божия! А Божии люди — светильники в мире — идут сквозь “сень и тень” смертную за Богом, неся собой свет истины во мраке поглощенного беззаконием мира. И правда их пророчеств, исполнившаяся в мире, укрепляет веру одних людей и рождает веру в других. А правда их жизни и смерти, вещающая небесные истины, доставляет силу и обильное утешение тем, кто впредь пойдет за Богом в терпении неправд, зол и болезней от восстающих на правду Божию. И может ли теперь страдание Иоанна Предтечи сравниться с той славой, которая воссияла ему из-за гроба? “Бренный сосуд Иоанна повержен был на землю,— говорит Златоуст,— но немерцающий светильник его духа облистал ярким светом веры и находящихся во аде”. Светильник его духа блистает и нам, во тьме земной жизни сущим. Иоанн Предтеча по кончине, сошед во ад, проповедовал праведникам ветхозаветным грядущее разрешение их от уз явлением Христа Спасителя. Он исшел из ада со Христом по Воскресении Христовом и сподобился многих венцов на небе как девственник, как пустынник, как проповедник покаяния, как пророк, как Христов Предтеча и Креститель и, наконец, как мученик. (…) Иоанн Предтеча и по сей день проповедует нам, что первый шаг на пути нашей встречи с Господом есть покаяние и очищение от скверны греха. Будем же каяться и творить достойные плоды покаяния. В память святого пророка и Предтечи Иоанна, в воспоминание его мученической кончины Церковь с первых времен христианства причислила этот день к великим праздникам, ибо мученическая смерть праведника стала вратами к вечной славе и радости. Церковь положила этот день отмечать строгим постом в обуздание человеческих страстей, послуживших причиной столь тяжких грехов, и еще в память великого постника, постившегося всю жизнь. И другая особенность настоящего дня — это особое поминовение всех воинов, за веру и Отечество живот свой положивших, всех на полях брани убиенных, как бы последователей мученического подвига святого пророка Иоанна, отдавшего жизнь свою всю без остатка за Слово Истины, за веру, за людей. И последнее, что являет нам сегодняшний праздник и что необходимо нам начертать на скрижалях своих сердец. Уходящего с земли человека Божественная правда ведет в “место его”, в место, соответствующее его явным желаниям и тайным стремлениям. После смерти человек соединяется с теми ценностями, которые его сердце на земле выбрало и полюбило. Уже на земле в человеке начинаются и рай, и ад. Будем молить Предтечу Христова Иоанна стать для нас Предтечею на пути ко Христу, молитвой своей за нас избавляя от страшного призрака зла, так часто напоминающего нам о себе грехами, вторгающимися в жизнь нашу. “Умолим Предтечу благосердствовать Троицу, от страстей бесчестия избавити нас”. Аминь.

В центральном храме благочиния в ковчеге возле главного алтаря хранится частица главы Святаго Пророка Иоанна.

Один из замечательных храмов благочиния празднует престольный праздник в этот день — храм в честь Усекновения Предтечевой главы в с.Ветошкино, Гагинского района.

Храм в честь Усекновения Главы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в селе Ветошкино — один из самых красивейших храмов Гагинской земли. Не смотря на свои архитектурные и исторические утраты, он не теряет своей величественности и грандиозности. Находясь в нем, трудно назвать его сельской церковью, это скорее собор, как сравнивал его И.Н. Успенский в своем «Кратком очерке села Ветошкино Сергачского уезда».   Он расположен на возвышенности, в окружении соснового парка недалеко от усадьбы господ Пашковых.

История этого храма начинается в 1810 году. По преданию, взамен сгоревшей деревянной церкви Архангела Михаила местным помещиком Василием Александровичем Пашковым-старшим было принято решение о строительстве нового каменного храма, который возводился на протяжении девяти лет.

Красивый, величественный, двухпрестольный храм предстал перед жителями и гостями села Ветошкино в полном своем величии в 1819 году. Освящал его с дозволения Преосвященнейшего Епископа Моисея Арзамасский архимандрит Александр. Центральный престол был освящен в честь Усекновения Главы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, второй (левый), который был теплым зимним пределом — во имя Архангела Михаила. В правом зале располагался киот с древней чудотворной иконой Тихвинской Богоматери, перенесенной с Троицкого погоста Троицкого Пьянско-Грознецкого монастыря.

Вот как описывает этот храм И.Н. Успенский в своем «Кратком очерке села Ветошкино Сергачского уезда»: «Скажем здесь несколько слов о церкви села Ветошкина. Церковь каменная, построена во имя усекновения главы Иоанна Крестителя в 1819 году на средства обер-егермейстера В.А. Пашкова. Утварь и ризница богатством своим нисколько не уступят украшениям церквей губернского города. Образа в иконостасе писаны на простых досках, а по обеим сторонам царских ворот – на листах красной меди высокой работы. В алтаре, против престола, находится образ восстания Спасителя от гроба в резной золоченой рамке. Запрестольный большой кипарисный крест в серебряной, хорошо вызолоченной ризе, весит более 20 ф. Люстра, повешенная в холодной церкви, вся вызолоченная, с 60 подсвечниками.     В южной стороне церкви стоит замечательная икона Тихвинской Божией Матери. Предание говорит, что она прислана царем Иоанном Васильевичем Грозным вскоре, по взятии Казани в бывшее соседнее село, Троицкий Погост, где тогда был основан монастырь, будто бы по обещанию Грозного, когда он шел еще в Казань и на этом месте отдыхал. Икона эта из Троицкого погоста перенесена в село Ветошкино, где в честь ея 25 июня бывает ярмарка, на которой в 1869 году было обороту до 3800 р. В церкви села Ветошкина хранятся древния оловянныя дарохранительницы и сосуды».

Когда-то около храма находилась каменная колокольня, славящаяся своими колоколами на всю округу, из которых 1-й весил 220 пудов. Сегодня, к сожалению, от колокольни не осталось и следа, она была разрушена в годы Советской власти.

Старожилы села всегда с восхищением рассказывают о былом величии этого храма. Его внутреннее убранство, судя по их рассказам и некоторым историческим документам, было действительно прекрасно: тончайшей работы живопись покрывала стены храма, бесподобной работы иконостас из дорогих пород дерева, стеклянные стены между летним и зимним пределами, балкончики для клироса, огромное паникадило. В ризнице храма хранились древние богатые ризы, церковная утварь, напрестольное распятие и дарохранительница. Многие предметы были времени Ивана Грозного. В подвале храма был святой источник.

С приходом советской власти начался процесс разрушения храма. «После революции все разграбили. Выкрали из церкви и крест позолоченный, и чашу золотую, ризы парчевые, Евангелие с шитым золотом переплетом…», — рассказывала одна из старейших жительниц села Ольга Осиповна Мельникова(1910 -1994гг). Разломав иконостасы, выбросив все богослужебные принадлежности и замазав настенные росписи в храме разместили клуб. В приделе Архангела Михаила крутили кинофильмы, в центральном приделе, на месте самого алтаря, была сделана танцплощадка, а в правом зале, где располагался киот с чудотворной Тихвинской иконой, была устроена библиотека. В подвале храма варили варенье и морс. Позднее, когда было построено новое здание для клуба, в храме разместили зернохранилище, куда свободно могли заезжать трактора и другая техника, а в подвале соорудили картофелехранилище.

Лишь в 1991 году стараниями местных жителей состоялось освящение поруганного храма и в его стенах вновь звучат слова молитвы.

Сегодня уже 2014 год, но храм так и ждет своей реставрации. В нем сохранилась часть настенной живописи, Чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери, кафельный пол. Левый придел Архангела Михаила до сих пор не действующий, подвал не очищен, а о местонахождении источника можно предполагать лишь по обваливающейся яме в подвале храма. Есть легенда, что в этот колодец были сброшены колокола с колокольни, а сверху засыпано мусором. Грустно смотреть, когда такие храмы, как этот, пережившие годы поруганий и, не смотря ни на что, сохранившие свое величие, продолжают разрушаться сейчас, в XXI веке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *