По благословению Преосвященнейшего епископа Силуана группа прихожан и учащихся воскресной школы храма Успения Божией Матери с.Б.Болдино вместе с настоятелем иереем Евгением Качкиным и протодиаконом Петром Кустовым совершила трёхдневную паломническую поездку по маршруту Оптина пустынь – Клыково – Шамордино.
Попасть в это благодатное и святое место хотя бы раз в жизни мечтает наверное каждый верующий человек, и поэтому мы с радостью восприняли известие о готовящейся поездке.
Путь предстоял неблизкий: через республику Мордовия, Рязанскую, Тульскую и Калужскую области. На комфортабельном туристическом автобусе поездка заняла почти 14 часов. Но православных людей трудности не пугают, да и усталость уходит сама собой, когда ступаешь на эту святую, намоленную землю.
Своё путешествие мы начали с женского монастыря в Шамордино, где и остановились на ночлег. В этот же день побывали на всенощном бдении.
День в обители начинается рано, седмичные Богослужения начинаются в три часа утра, в праздничные дни в шесть утра уже нужно быть на Богослужении. В день памяти Святого равноапостольного князя Владимира, многие из нашей группы причастились Святых Христовых Таин за литургией совершенной в храме в честь преподобного Амвросия Оптинского, отмечавшего в этот день очередную годовщину Великого освящения.
Затем нас ожидала экскурсия по монастырю. Шамордино – одно из известных святых мест России. Казанская женская община была учреждена в 1884 году Софьей Болотовой по благословению её духовника преподобного Амвросия Оптинского. Стараниями старца была создана первая церковь – деревянная, а монахиня София стала первой настоятельницей монастыря. Сохранилось описание монахини Софии в годы становления монастыря: «Но не такова была начальница Шамординской обители, — мать София, чтоб смутиться и пасть духом пред этими затруднениями. Представительной наружности, с твердым характером, пламенной верой в Бога и глубокой покорностью к старцу, она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители».
София пробыла в чине игуменьи четыре года, при ней монастырь был создан и обустроен. Она скончалась в 1888 году, оставив после себя хорошо налаженную общину, в которой было 250 насельниц. При ней создан проект каменного храма и проведена его разбивка. Приняв великую схиму, умерла в 1888 году в возрасте сорока трех лет, прославлена в 1987 году как местночтимая святая в соборе Тульских святых.
Главным украшением монастыря является величественный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, построенный в конце ХIХ века по проекту архитектора Шерлота с богатой декоративной отделкой и элементами древнерусской архитектуры. Строительство осуществлялось на деньги купца С.В.Перлова. Храм украшают 15 куполов, пять престолов, вместительность храма 3000 человек.
В 1901 году община была возведена в степень монастыря и переименована в Казанскую Амвросиевскую пустынь. Насельницей монастыря была сестра Л. Толстого Мария Николаевна, за три дня до смерти принявшая монашеский постриг.
К 1918 году в монастыре было более 800 сестёр (в настоящее время 130). В 1923 году обитель была ликвидирована, восстановление храма началось в 1990 году, с этого же времени возродилась и монашеская жизнь.
Очень любил Шамардино и находил здесь уединение преподобный старец Амвросий Оптинский. На месте, где стоял его дом-келья, сейчас находится храм в его честь. Также на территории монастыря действуют Троицкий храм и храм «Утоли моя печали», где службы начинаются в 3 часа ночи и длятся по 6 часов. Можно сказать, что молитва в монастыре не прекращается ни на минуту. В Казанском храме каждый час читается акафист перед Казанской иконой Божией Матери. 30 монахинь, которые по своему возрасту и состоянию здоровья не могут выполнять физическую работу, несут послушания в чтении псалтири и акафистов. Каждый вечер совершаются крестные ходы вокруг монастыря.
Всё делается по благословению игумении, духовно окормляет обитель архимандрит. В монастыре своё подсобное хозяйство: коровы, козы, пасека, поля, тепличное хозяйство, сад. Сёстры сеют пшеницу, овёс, ячмень, ухаживают за коровами. Сами варят сыр, йогурты, делают заготовки на зиму. Требования сейчас такие, что каждая сестра должна уметь всё и особенно иметь богословское образование. Но главное то, что в монастыре действует связь времён и прежние традиции сохранены по сей день, а это дела милосердия, помощь бедным и обездоленным, предоставление крова всем, кто хотел бы уединиться и соединиться с Господом.
После трапезы нас ожидала ещё одна интересная поездка и экскурсия в село Клыково, где расположен один из самых молодых монастырей России в честь Спаса Нерукотворного.
История рассказывает, о том что в семи верстах от села Клыково находится село Курыничи. В 1733 году стараниями господ Давыдовых, которые владели в те времена Курыничами, в селе была построена церковь. Но в марте 1826 года случился пожар — церковь сгорела. От сгоревшего в селе Курыничи деревянного храма сохранились: старинный Образ Спаса Нерукотворного и Евангелие, напечатанное при патриархе Андриане. История появления этого старинного образа Спасителя в Курыничском храме малоизвестна. Существуют лишь предания, что он принесен в Курыничи одним из родичей курыничских помещиков Шульгиных. В 20-х годах 19-го века в Козельском уезде свирепствовала холера. И по преданию, до сего времени сохранившемуся у крестьян села Клыково, во время эпидемии Образ Спасителя из Курыничей был принесен в Клыково. С крестным ходом Образ Спасителя обнесен был вокруг села, и холера, дотоле поглотившая немало жертв, постепенно стала ослабевать, а к 16 августа и совсем прекратилась. В благодарность Спасителю Богу тогдашний владелец села Клыково гвардии поручик Александр Федорович Полторацкий на месте деревянной ветхой церкви в честь святителя Николая построил новый каменный храм. В 1829 году строительство завершилось, и по желанию Полторацкого храм был освящен в честь Господа Иисуса Христа, Нерукотворного Его Образа. После закрытия Оптинского монастыря в 1924 году несколько оптинских монахов поселились в Клыкове сохраняя монашеское делание. Советская власть пришла в Клыково в 1935 году, а до этого монахи живут и помогают храму. В 1937 году храм передают колхозу, сюда загоняют комбайны и хранят удобрения.
Весной 1991 года храм села Клыково был возвращен Церкви. К тому времени здание находилось в весьма плачевном состоянии. Архиепископ Климент Калужский и Боровский благословил устроить в селе Клыково Архиерейское подворье силами братии, пришедшей из Оптиной Пустыни и поселившейся здесь. 17 июля 2001 г. было принято Постановление Священного Синода об открытии в селе Клыково мужского монастыря Спаса Нерукотворного Пустыни, в настоящее время возглавляет братию обители игумен Михаил. В главном храме Спаса Нерукотворного два придела: Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы.
Поражают современные ростовые иконы, образ Спаса Нерукотворного, выполненный на холсте в технике компьютерной графики, большая икона Царственных Страстотертцев и другие.
Вместе с экскурсоводом Татьяной переходим в другой, не менее интересный храм в честь священномученика Кукши Печерского просветителя. Здесь наше внимание привлекают иконы из мрамора и «Благодатная стена с арками», где по традиции паломники встают и смотрят на небо, ощущая непередаваемую радость и благодать.
Есть на территории монастыря домик схимонахини Сепфоры, которая стояла у истоков возрождения Оптиной пустыни и Клыкова. За помощью и советом к ней обращались игумены и протоиереи и тысячи простых людей, которые испытали на себе силу её молитвы. Тепло принимала каждого и всем старалась помочь. Старица жила до 1997 года. Ежегодно в день её памяти 13 мая на её могилке собираются паломники, где и по сей день продолжаются чудеса.
После посещения Клыкова и обеда в трапезной обители нам предстояло потрудиться во слову Божию в монастыре Шамордино. Кто-то нёс своё послушание на кухне, а основная масса шла в поле на уборку озимого чеснока. Его сёстры сажают много, убирают, добавляют в постные монастырские блюда.
Утомлённые солнцем после работы мы устремляемся к святому источнику в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», чтобы ощутить его живительную прохладу и подкрепиться. Усталость как рукой снимает. А впереди ещё вечернее Богослужение и ужин. Да, нелегка ты монашеская жизнь!
На следующее утро подъём в 4 часа и выезд в Оптину пустынь – Введенский Ставропигиальный мужской монастырь, который находится в 12 км от Шамордино и в 2-х км от Козельска Калужской области.
Божественная литургия в храме Казанской иконы Божией Матери, который с трудом смог вместить всех желающих. Стояли так, что яблоку было негде упасть. И вся эта большая масса исповедовалась и причащалась. В литургии принял участие и наш настоятель отец Евгений.
Монастырь Оптина пустынь был основан разбойником Оптой (в иночестве Макарием) в ХV веке. Первые письменные свидетельства относятся к царствованию Бориса Годунова. В 1689 году началось строительство первой каменной церкви Введения Пресвятой Богородицы.
В начале 19 века в монастыре был устроен скит в честь Иоанна Предтечи, где селились пустынники – люди, которые проводили время в уединении.
Оптина пустынь стала духовным центром России. Летом 1878 года сюда приехал Ф.М.Достоевский после смерти сына. Пребывание здесь сильно повлияло на него и он пишет свой роман «Братья Карамазовы». Прототипом старца Зосимы стал преподобный старец Амвросий Оптинский, который жил и трудился здесь.
В 1918 году монастырь закрывают, но он ещё держится под видом сельхозартели. В 1939 году здесь находился концлагерь для 5000 польских офицеров. Во время Великой Отечественной войны в его стенах располагался госпиталь. В 1987 году монастырь передан Русской Православной церкви. В настоящее время здесь 200 насельников 70 из них имеют священный сан.
Мы побывали во Введенском храме, где приложились к святым мощам Амвросия Оптинского и преподобного Нектария. Побывали в близлежащих храмах, где находятся мощи святых Оптинских старцев. Неизгладимое впечатление оставил рассказ экскурсовода о событии 1993 года, когда в пасхальную ночь были убиты трое оптинских монахов: иноки Трофим и Ферапонт и иеромонах Василий. Побывали на звоннице, где произошло это кровавое событие и в часовне, построенной над их могилами освященной в честь Воскресения Христова.
Обед в трапезной, покупка церковных книг и сувениров на память, купание в источнике Святого Сергия Радонежского, и снова в путь, только теперь уже домой.
Жаль, что время пролетело так быстро. Хотелось бы подольше побыть на этой благословенной оптинской земле, на которой находили уединение и черпали силы и здоровье не только оптинские старцы, но и напитывались вдохновением такие великие люди как Н.Гоголь, Л.Толстой, Ф.Достоевский, братья Киреевские и другие.
текст Риммы Метелкиной